29 марта 2020 года, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий, в сослужении настоятеля храма протоиерея Вячеслава Симчука, клирика храма протоиерея Евгения Липанова, возглавил Божественную литургию под открытым небом во дворе храме Покрова Пресвятой Богородицы, города Первомайск.
За литургией были вознесены особые прошения и молитвы, творимые во время губительного поветрия и смертоносныя заразы.
По окончанию литургии, архипастырь обратился к предстоящим и молящимся со словами проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Любовь к Богу превозмогает все нестроения, и мы с вами всё-таки имеем возможность быть на службе, быть причастниками Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Род человеческий сейчас боится и спасается от этого вируса, но боится признаться в том, что всякое страдание и болезнь – это последствие грехов человеческих, что нужно больше каяться и исправлять свою жизнь, чем носить марлевые повязки и прочее. Потому что актуальны те слова, которые звучали 2000 лет назад: «О роде строптивый и развращенный, уже и топор лежит в прикорни древа» – Господь готов срубить это «древо». И действительно, некоторые из нас поколебались в вере, некоторые просто испугались и перестали ходить в церковь, потому что думают, что здесь можно чем-то заразиться. Некоторые нашли в этом оправдание, чтобы не приходить на службу Божию. Придут ещё те времена, когда мы захотим прийти в церковь, а уже возможности не будет, когда захочется нам поисповедоваться и причаститься, а уже такой возможности не будет. И будет это с каждым из нас, когда мы испустим последний вдох. И вот сегодня мы слышали, что привёл отец сына своего, который был одержим духом бесноватого. Мы видим бесноватость нашего общества, потому что они не хотят отказываться от своих грехов. Они подобно Содому и Гоморре хвалятся ими как достоянием. Есть разные беды беснования. Бывает, что человек одержим и не замечает этого пока не приблизится к святыне, ко спасению, и тогда начинаются мучения. Хуже тем бесноватым, которые не имеют веры в Бога. Иоанн Златоуст пишет одному бесноватому: «Ты стыдишься того, что бес тебя повергает на землю в церкви во время службы. Но разве виноват человек идущий по улице если его кто-то толкнёт, и он упадёт? Не виноват ли тот, кто его толкнул?» В истории мы видим много примеров бесноватых, которые имели горячую веру и любовь. Господь всё устрояет к нашему спасению. И это испытание – тоже нас укрепит в вере. И мы видим, что Господь даже даёт погоду, так, что мы можем здесь на улице возле храма возносить свои молитвы. Но в то же время есть и неверие, которое перемешивается в нас. И обращается отец ко Христу: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (от Марка 9:17-18). Это было как раз тогда, когда Господь взошёл на гору Фаворскую с тремя учениками – Петром, Иоанном, Иаковом. И когда Он спускался, к нему подошёл этот отец, который так проявил свою веру. И Господь сказал: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (от Марка 9:19). То есть Господь показывает в чём причина наших грехов – это наше неверие. И Он изгнал этого беса. И потом: «И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (от Марка 9:28-29). То есть по неверию. И тогда: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (от Марка 9:23-24). Вера – это дар Божий, и, как говорит апостол Павел – это уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого. Но вера часто переплетается с неверием, когда мы грешим, тогда мы думаем, что в этом пространстве Бога нет. То есть вот я сейчас грешу, и Бог этого не видит, Его здесь нет. Господь говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17-19). И это всё нам дано. Но со временем эта вера как источник жизни заносится (засыпается) нашим нерадением, и потом нам трудно «откопать» в своём сердце веру. Нам Св. Писание говорит, что вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия. То есть ещё мы можем приумножить в себе веру читая Св. Писание. Если человек не молиться, то у него не будет веры. Молитва – это дыхание жизни человеческой души. Потому нам лучше молится здесь, чем в храме, где мы сможем поставить 100 свечей. В такие критические дни наоборот нужно чаще приступать к причастию Тела и Крови Господней. Санитарные нормы нужно соблюдать – это правильно, но закрывать храмы и не пускать людей – это неправильно. Наши деды и прадеды так не поступали, они брали кресты, хоругви, иконы и со священниками обходили города, сёла, поля, молились, и беды прекращались. А как мы можем убежать от гнева Божия? Только через покаяние, исправление жизни. Но конечно же лежать в этом грехе, в этом калу, гное человеку удобнее чем подвигать себя на добрые дела. Рано или поздно мы умрём, и будет Страшный Суд. Как будут жить в Царствии Божием те, кто принял Крещение, но отказались от Христа своими поступками и неверием, если они не научились молиться, им противно Богослужение? Конечно такая душа сама пойдёт во тьму кромешную, ей будет противно в Царствии Божьем так, так противно сейчас некоторым Богослужение. Но мы, те кто сейчас собрались на богослужении во дворе храма, укрепимся в вере посредством сегодняшних испытаний. Господь – подобно учителю, который даёт ученикам сложную задачу, и когда те её решат становятся умнее. Так и мы проходим духовную школу жизни. Потому что мы знаем куда пойдём, и кто нас ждёт. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). То есть какие бы козни и трудности дьявол не строил через наших политиков, мы должны идти по стопам Христовым. Чтобы от лампады нашего сердца мы могли зажечь и другие сердца, смогли стать примером. Что для нас Пасха Христова? Это Свет вечности, который даруется каждому человеку, и люди, которые приходят только на Крещение и на Пасху освятить себе колбасу, не понимают этого Света, не являются причастниками этого Света. А нам этот Свет, этот дар даётся, и мы его принимаем. Так мы подтверждаем свою веру и любовь ко Христу. И мы знаем, что Его Кровь омыла грехи каждого из нас. И если мы это принимаем, то мы и примем Воскресение Христово. Пускай каждый из нас вспомнит как дорого и свято было всё для нас в церкви, когда мы только уверовали. Так должно быть всегда до скончания наших дней, чтобы наши молитвы были искренними, чтобы мы стремились ко спасению, видя свои недостатки и чувствуя любовь Бога к нам. И тогда нас Господь утвердит и укрепит. И мы достигнем Великого Праздника. Аминь».