16 апреля 2020 года, в Великий Четверг, день Воспоминания Тайной Вечери, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию Святителя Василия Великого и Чин умовения ног в Свято-Никольском храме города Первомайск.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Вознесенской епархии протоиерей Михаил Киряк, благочинный Первомайского городского округа протоиерей Анатолий Нырко, благочинный Первомайского районного округа протоиерей Вячеслав Симчук и духовенство Первомайского благочиния.
За литургией были вознесены особые прошения и молитвы, творимые во время губительного поветрия и смертоносныя заразы.
По окончанию литургии архипастырь совершил Чин умовения ног, после чего обратился к предстоящим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всех вас, отцы, братия и сестры поздравляю с Великим Четвергом. Сегодня мы совершили литургию и стали причастниками Тела и Крови Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Страстную Седмицу мы слышим такие молитвы: «Грядый на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш». Но перед тем как взойти на Голгофу и Крест, Господь собирает учеников в Сионской горнице, дабы преподать им Свое Тело и Кровь, и заключить с ними Новый Завет Своею Кровию. С людьми было заключено много заветов. Мы помним завет с Авраамом – обрезание крайней плоти. И потомки Авраама, и арабы, и иудеи сейчас, носят отпечаток его. Завет был заключен и с Ноем, когда он вышел из ковчега, и была радуга в свидетельство того, что Господь не будет больше истреблять человечество через потоп. Еще один завет был заключен в Раи с Адамом, до грехопадения. Это в конце времен Кровью Господа нашего Иисуса Христа дан нам Новый Завет.
В конце времен, совершая обряд Пасхи, Господь изменяет Завет, и теперь он переходит именно в Таинство Евхаристии, Таинство Причастия. Однажды Господь сотворил Евхаристию в Сионской горнице, причастниками который мы с вами являемся до сих пор. Нужно понимать, что совершителем всех Таинств является Господь потому, что Таинства Святые совершаются Духом Святым. И вот Господь учит нас: «если кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе».
Существует много прообразов Евхаристии. Это и то, когда Авраам встретил Мелхиседека, таинственный человек который был царем Салима и священником Бога Вышняго, и благословил его хлебом и вином. Также мы помним, что святому пророку Илии явился ангел и толкнул его в бок, сказавши: «ешь и пей». И тот ел и пил, потом сорок дней и ночей он шел по пустыне, не зная ни покоя, ни сна, такая пища укрепляла человеческие духовные и физические силы. Точно также прообразом Евхаристии была и манна в пустыне, когда Моисей вывел народ Израильский из Египетского рабства, и хлебом небесным Господь питал Свой народ. Так и сейчас Господь дает нам Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы имели в себе живот вечный. Конечно же мы не можем достигнуть спасения ни какими способами, ни молитвенными упражнениями, мы не можем купить и заслужить тот дар, который дарует нам Господь.
Святые отцы говорят, что если на одну чашу весов сложить все сокровища мира и на другую чашу положить маленькую частичку Тела и Крови Господней, то – Тело и Кровь перевесит все сокровища мира. К сожалению не все это понимают, даже мы с вами не всегда до конца осознаем, какой дар нам предлагает нам Господь. Но мы должны помнить, что человек после исповеди стает абсолютно святым, когда он подходит к святой Чаше, слыша слова: «Святая Святым», слова «Со страхом Божиим и верою преступите». Господь, причащая этого человека Своим Телом и Кровию освящает его.
Мы должны понимать, что ничем не можем заработать и ничем не можем заслужить Святого Причастия. Его нельзя ни купить, ни заслужить добрыми делами, ни своими коленопреклонениями, ни молитвами, так как это все дается по дару Христову. Но добрые дела и молитва показывают нашу веру во Христа, показывают наше стремление и то, что мы готовы учиться у нашего небесного Учителя тому закону любви, который Он преподает каждой человеческой душе.
Сегодня совершался не просто обряд. Омовение ног – это священнодействие, которого мы с вами все участники и свидетели. В нем Господь показывает нам крайнее смирение, потому что Он снизшел на землю послужить Своей твари; Господь возлюбил род человеческий, который был создан по Образу и Подобию Божьему, чтобы принести ему закон любви и даровать спасение от греха и от смерти. Зря сейчас думают, что если отменить Богослужение, то все прекратиться и люди будут счастливо жить. Нужно беречься и соблюдать то, что нам говорят, но самое главное – беречь себя от греха. Ведь всякая болезнь, всякие страдания, всякие катаклизмы – это последствия человеческого греха. Грех вошел в Адама, и через него во всю Вселенную, как говорит апостол, и до сего дня вся Вселенная страдает. Воплотившийся же Христос принес нам освобождение от греха, искупил в Своем Теле грехи рода людского, и устрояет и дарует нам Царство Небесное. Господь любит и заботиться о нас, потому мы должны откликаться на призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф.11:28). Будем помнить, что Господь человеколюбивый Отец, который желает спасения мира и благополучия, и все то, что Он посылает – это для того, чтобы мы научились и усвоили урок, который послужит нашему спасению.
И даже если сейчас мы воздержимся от богослужений, то у нас будет больше времени чтобы открыть книгу, размыслить о своих грехах, а не бежать успеть сделать еще что-то дома. Всё нужно бросать и бежать на службу, чтобы успокоиться, чтобы оглянуться назад на свою жизнь прожитую, чтобы увидеть, что было не так, и принести достойные плоды покаяния. Вот тогда, Господь, увидев наше смирение, дарует нам преизобильную благодать, которая покроет все скорби, все нестроения и утешит, и отрет всякую слезу с глаз человеческих, которые прибегают ко Господу. Наоборот же озлобляются те люди, которые не имеют веры. Эти слова обращены ко всем людям, но в особенности к нам, верующим людям. Ибо человеку, который верит во Христа, это вменяется в праведность. Человек после исповеди, как я уже говорил, стает абсолютно святым, становится праведным пред Богом, потому что все прощеные грехи делают его праведным, по слову Блаженного Августина. Чем отличаемся мы от святых? Тем, что святые могли хранить долгое время состояние святости после причастия. А мы с вами бывает, не успели еще церковный порог переступить, и уже даже в храме эту святость растрачиваем. Потому нам надо научиться хранить те дары, хранить ту святость, которую мы получаем в храме Божьем. В частности, особенно в Таинстве Исповеди и в Таинстве Евхаристии.
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником. Благодарю отцов, которые прибыли на службу. Храни Господь. Ангела Хранителя в предстоящий день. Аминь».