В третье воскресение по Пасхе Церковь Христова вспоминает и прославляет святых жен-мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова, и в их лице она чтит всех женщин, следующих за мироносицами.
Это были женщины, которые всем сердцем возлюбили Господа, которые служили Ему своими заботами, которые вместе с апостолами слушали Его речи. Этих женщин можно было до некоторой степени назвать женщинами – апостолами.
Прославляя первую из жен-мироносиц – Марию Магдалину, как равноапостольную, Церковь открывает нам еще один вид служения женщин Богу. Духовное служение, священство, пастырство в Церкви возложено на мужской род, но и для женщин в истории христианства была открыта возможность возвещать истину Христова учения – возвещать своим примером, своим служением ближнему, а если потребуется – и ценой своей жизни.
Равноапостольной Церковь называет и царицу Елену, мать первого императора-христианина, обретшую Крест Христов, построившую множество храмов. Равноапостольная Нина принесла в древнюю Иверию семена веры – доныне эта святая особо почитается в Грузии. Равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка нашей земли, своим примером открыла красоту истинной веры для внука, великого князя Владимира.
Почитание мироносиц начато Самим Христом. Не Господь ли высоко почтил мироносиц? Не Он ли выделил и поставил выше своих апостолов, когда явился им первым по Своем воскресении? Не к ним ли была обращена первая радость воскресения? Первое «радуйтесь!» Воскресшего было сказано именно им. Следуя Господу, Церковь прославляет мироносиц в первые недели после Пасхи.
Имена христианок – мучениц за Христа известны почти каждому православному христианину: это первая мученица за Христа равноапостольная Фекла, великомученицы Варвара, Екатерина, Анастасия, это и целая семья мучениц-христианок: мать София и три дочери Вера, Надежда, Любовь. Подвиг веры мучениц ранних веков христианства был повторен в трагическом двадцатом веке: среди тех, кто в годы безбожных гонений не отрекся от своей веры, кто пошел за свои христианские убеждения в тюрьмы, лагеря, даже на расстрел, было немало женщин – монахинь и простых верующих.
Но не только в годы гонений появлялись в Церкви святые женщины. Известны имена тех, кто заслужил право именоваться преподобными, блаженными, благоверными – заслужил всей своей благочестивой жизнью. Имя преподобной Марии Египетской неоднократно упоминается в дни Великого поста: ее покаяние, смирение, горячая молитва почти пятнадцать столетий служат примером для любого христианина.
Православная Церковь хранит молитвенную память о многих святых женах. Упомянем преподобную Марию – мать преподобного Сергия Радонежского, Евфросинию Московскую, супругу великого князи Димитрия Донского. Даже в годы воинствующего атеизма не прекращался поток верующих к могиле блаженной Ксении Петербургской – она еще не была причислена к лику святых, но всенародное почитание этой угодницы Божией свидетельствовало о силе ее молитв, о ее готовности помочь каждому нуждающемуся, как делала она это и при жизни.
Когда в последние дни земной жизни Христа от Него отвернулся весь мир, когда бросили любимые ученики, когда один из них отрекся, другой предал, когда Его судили и казнили как преступника, само знакомство с Которым, грозило опасностью, кто не отступил от Него ни на шаг? Только жены мироносицы.
Легко быть верным в торжестве и радости, легко быть верным Господу в день Его торжественного входа в Иерусалим, когда весь народ Его встречал, ликуя и прославляя. А вот остаться верным Ему в день Его крестных страданий – это была настоящая верность.
Праздник жен-мироносиц – это великий христианский женский день, день, когда в лице жен-мироносиц прославляется и превозносится женское сердце. И долгое время у нас был православный народный женский праздник, добрый и светлый, подлинный международный женский день. Его долго помнили и праздновали. Ныне смысл женского дня стал пасхальным.
В этот пасхальный день мы прославляем также всех женщин – святых, потому что этот день благословенный для каждой женщины христианки.
Мы знаем, что всех святых, всех Своих ближайших учеников Господь поставил для нас примером и образом. Святым апостолам подражает весь христианский мир. Женам-мироносицам должен подражать весь женский христианский мир.
Посмотрим на весь их сонм: тут были и матери, и жены, и невесты, и монахини, и царицы и безвестные странницы и юродивые – по-разному могла и может служить женщина Церкви Христовой, потому что она призвана к служению через Матерь Божию, Честнейшую Херувим.
Когда Христос был у Марфы и Марии, Он сказал, что надо не только хозяйством заниматься, готовить. Он сказал, что Мария выбрала благую часть – она слушала Его слово. Его слово слушали все: и мученицы, которые сложили головы за веру, и царицы, такие, как равноапостольная царица Елена или княгиня Ольга, которые сами приняли христианство, и содействовали обращению в веру своих сограждан.
А сколько их осталось неизвестными? А сколько матерей, сестер и жен – святых жен своим благочестием и верою влияли на окружающую жизнь и помогли процветанию и распространению веры Христовой. Они не создавали рукотворных храмов, как царица Елена, святые равноапостольные Нина или Ольга, они в душах людских зажигали светильники веры, утверждали справедливость, любовь к ближним, милосердие к больным и тем, кто нуждается в помощи и сострадании, в любови к Церкви Христовой и Отчизне.
По примеру жен-мироносиц и наши женщины должны быть благовестницами Христа в первую очередь в своих семьях. Создавая семью, женщина-христианка должна создать в ней религиозную жизнь. Показывая детям пример молитвы, посещая с ними Храм Божий, приобщая их к таинствам Церкви Христовой, матери христианки должны закладывать в юных сердцах прочный фундамент благочестивой жизни.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом», – так на заре христианской эпохи наставлял женщин-христианок апостол Петр. Двадцать веков истории христианской Церкви показали, что для женщины раскрыть, полностью реализовать заложенное в них Самим Богом высокое предназначение – взойти к вершинам святости.
Именно в христианстве становится возможным гармоничное раскрытие двух сторон женской личности – общечеловеческой и непосредственно женственной. Призывая женщину к высокому назначению – служению истине и добру.
Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Христова не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так – особенно – во время Его погребения.
Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени.
Протоиерей Леонид Затовский