10 мая 2020 года, в неделю 4-ю по Пасхе, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий возглавил Божественную литургию в Свято-Варваринском храме города Первомайск.
Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Иоанн Стояновский, клирики храма: протоиерей Георгий Вильчинский и иерей Александр Сокуренко.
После чтения Евангелия архипастырь обратился ко всем присутствующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братия и сестры, всех вас хочу поздравить с юбилеем Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Прошло 75 лет с того времени, когда наш народ, наши отцы, деды и прадеды, с помощью Божьей, спасли мир от фашизма. Фашизм был направлен на то, чтобы уничтожить славянские народы, не потому, что это был Советский Союз и коммунисты, а потому что мы с вами православные люди. И вот сейчас, к сожалению, подменяется история, и уже не День Победы, а День Примирения. Для Западной Европы это не День Победы. Почти вся Европа воевала против нас, а началось все с того, что два миллиона добровольцев пошли в Германскую армию. Я говорю это к тому, чтобы вы помнили историю, знали ее, и научили этому наших детей. Не нужно стесняться или бояться, а нужно достойно праздновать и радоваться этому Празднику. В первую очередь это прийти в храм Божий, отслужить панихиду, как делали наши прадеды, как делали казаки, которые жили на этой земле. Мы с вами якобы гордимся ими, но, по их делам не поступаем. Так вот, патриоты — это те люди, которые хранят веру своих предков и поступают по их обычаях и традициях. Война — это последствие греховной жизни человечества, когда человек не может достать до Бога, не может построить свою Вавилонскую башню, но у него накопилось зло, и он обращает гнев и ненависть на ближнего своего.
Еще раз призываю вас к тому, чтобы вы хранили историческую память. Многие из вас соприкоснулись с живой историей, потому что общались с теми людьми, которые были свидетелями и участниками этой великой трагедии. К сожалению, их остались единицы.
Сегодня Евангелие повествует нам о последствии греховности. В Иерусалиме была купель, которая называлась Вифезда, что в переводе с еврейского означает «дом милосердия». Ангел Господень, время от времени, сходил в воду и возмущал ее, она закипала, и тот, кто первый входил в эту купель — получал исцеление от любой болезни. Потому, там лежало множество больных людей. Однажды Господь пришел на эту купель и увидел человека, который лежал там 38 лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит к нему: «хочешь ли быть здоров?». Больной отвечал Ему: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:6-7). Удивительно, человек 38 лет пролежал с надеждой и не потерял веру. Тогда Иисус говорит ему: «Возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Все это случилось в субботний день. Иудеи заметили, что человек несет какие-то вещи, а это запрещалось делать в субботу. Шабат — это день покоя, в который евреи ничего не делали. Нарушить субботу можно было по трем причинам: первая причина — когда ты ухаживаешь за больным человеком, вторая — когда погребают мертвого, и третья причина — сватовство. Но люди не видели сотворившегося чуда, а начали кричать, что больной человек нарушает закон. И мы видим, что тоже самое происходит и сейчас: народ испугали, для нас уже Церковь не Церковь, Пасха не Пасха. У каждого была возможность прийти в храм, поблагодарить Бога, поставить свечу, даже не на богослужении, а тогда, когда нету людей в храме. Но народ получил, как бы, индульгенцию от служб и от всего остального.
Всякая болезнь — это последствие греховной жизни человека. И вот Господь сказал исцелевшему человеку: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). То есть, мы можем обидеть человека, и если вовремя не одуматься и не покаяться, то все эти грехи станут нашими страданиями, болезнями и скорбями. Потому, мы с вами должны иметь веру и ничего не бояться, ибо Господь учит нас: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28).
Мы видим, что люди ничего не имели до воплощения Господня, до Его проповеди, крестных страданий, смерти и Воскресения. И только после сошествия Сына Божьего на землю, мы получили исцеление, мы получили освобождение от греха. Господь говорил иудеям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечали: «мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Ин. 8:31-33). Они не понимали, что это свобода от греха, они не видели дел милосердия Отца Небесного, хотя молились Ему, как и мы с вами молимся, но по совести, к сожалению, не всегда поступаем. Мы прекрасно видим, когда кто-то неправильно стоит в храме, неправильно перекрестился или поставил свечу. Но мы забываем, что Господь распялся за каждого «неправильного» из нас, Он отдал Свою жизнь, и мы должны ценить и помнить это. Мы сможем сострадать человеку тогда, когда увидим свои немощи, свои грехи. Покуда мы этого не видим, мы будем жестоки, и так будем относиться к другим людям. Мы будем осуждать таких людей, всячески упорствовать и противостоять им, но они просто нуждаются в жалости и сострадании. Посмотрите на человека, который лежал 38 лет возле купели. Он был смиренным, имел веру и надежду, ведь там было множество калек, которые ждали возмущение воды, но Господь исцелил именно его. Так и у нас в храме может быть много причастников, а действительно причастились Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа лишь единицы. Почему так? Да потому что, человек понимает свое не достоинство, свою греховность, но не теряет веры и надежды, он ждет Христа, он ждет Того Человека, который придет и освободит Его. Человек не оправдывает себя как фарисей, но как мытарь бьет себя в грудь и говорит: «Боже милостив буди не грешному». Сам Господь призывает нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф, 4:17). Мы должны быть готовы воспринять ту милость Божию, ту Божественную благодать, которая посылается свыше. Очень плохо, когда человек теряет рассудок, ожесточается и переходит в состояние бесов. Ему все не нравится, он всем недоволен. Почему же так? Потому что человек извратил себя внутри, он позволил завоевать себя демону, он позволил греху полноценно господствовать в его душе, в его жизни, а грех — это огонь, и сколько бы туда вещества не бросать, огонь никогда не остынет. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «к сожалению, мы все согрешаем, каждый из нас человек, но грех не должен быть у нас господином, а должен быть гостем». Если человек согрешил, то должен прийти, покаяться и причаститься. Именно через Таинство исповеди, Господь дает освобождение, врачевание и силу бороться со своими страстями.
Еще раз повторюсь, мы должны всегда быть готовы воспринять ту милость Божью, которую Господь посылает нам ежедневно, ежечасно и ежесекундно, потому что «Святым Духом всяка душа живится». Все мы движемся Святым Духом, и в послании к Коринфянам сказано: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Об этом свидетельствует и Павел, когда говорит: «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Для того, чтобы мы действительно имели Того Заступника и Помощника, мы должны знать все это, понимать и жить этим. И поверьте, тогда везде будет мир и счастье, не смотря на искушения, потому что с нами Бог. Царь Давид написал Псалтырь будучи в бегстве от врагов. Он знал что такое борьба с миром, когда близкие его люди предают, но Бог не оставлял его. Так и нас, Господь всегда готов укрепить, исцелить и самое главное — спасти и даровать нам Жизнь Вечную. Аминь. Христос Воскресе!»