24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Варваринском храме города Первомайск.
Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Иоанн Стояновский, клирики храма: протоиерей Георгий Вильчинский и иерей Александр Сокуренко.
По окончанию Богослужения архипастырь обратился ко всем присутствующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братия и сестры, сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам об исцелении Христом слепого человека. Этот человек родился слепым от чрева матери своей. И мы видим, что даже в то время были ереси и неправильные учения, потому что ученики задают вопрос Христу: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2), то есть правильно, каждая болезнь, каждая страсть является последствием греха. Конечно, самым роковым последствием греха является смертность человека. Апостолы знали это учение, потому что раввинистическеское учение говорило, что человек может согрешить уже в утробе матери своей. Но как мы знаем, Церковь не признает и осуждает предвечное существование души. Предвечное существование души – это учение Оригена о том, что душа существует ранее, а потом она согрешает, и Господь, в наказание, посылает ее в тело человека на землю. Сейчас, в наше время, пропагандируется трансгуманизм – то есть бессмертие, и то, что рассудок человека можно переселить в цифровое измерение.
Хотелось бы вспомнить о городе Иерихоне. Если Иерусалим – это прообраз Горнего, то Иерихон – прообраз дольнего и грешного. Этот город стоял напротив земли обетованной, и он был завоеван не мечом, а тем, что его семь дней обходили вокруг с серебряными трубами, как мы сейчас совершаем крестные хода. И после этого стены города пали, он был завоеван силою Божьей. Господь показал, что: «Я иду с вами».
Из притчи о милосердном самарянине мы знаем о человеке, который попался разбойникам: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк. 10:30-34). Самарянин является прообразом Христа, ведь Он заботится о каждом человеке. Когда Адам согрешил, он лишился благодатного состояния, утратил свое бессмертие и стал разбойником, и вот, бесы до сих пор издеваются над родом человеческим, научая всякой лжи, ожесточая людей и многое другое.
Когда Господа спросили, кто же согрешил, что человек родился слепым, то Он сказал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Вообще, болезнь может быть за грехи родителей, то есть наши дети страдают, то за наши грехи, либо же, дети уже сами начинают грешить. Как говорит пророк Исаия, когда человек только начинает разговаривать, он уже начинает грешить языком. Физически он еще не может кого-то избить, или еще что-то сделать, но языком уже начинает согрешать. Действительно, слово – серебро, а молчание – золото. Так учат нас святые отцы, пустынники, и поскольку из одного источника не истекает горькая и сладкая вода, то и мы, хваля Господа, должны удерживать свои уста от всяких сквернословий, злословий и проклятий. Когда человек болеет, страдает – он перестает грешить. В ближних пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Пимена многоболезненного. Этот человек очень много болел, и все же, к нему приходили люди, и он своей молитвой исцелял их, но со своей болезнью не хотел расставаться, поскольку понимал, что это душеспасительно, когда тело страдает.
Чтобы исцелить слепого Господь плюет на землю, делает брение и этим мажет ему глаза, потом посылает в купель умыться. И он пошел, умылся и прозрел. Господь мог и словом его исцелить, но Он показывает нам, что и через материю, через вещество, Он посылает нам благодать. Так и через святые иконы, которые мы с вами почитаем, через святую воду, просфоры, антидор, артос и, в конце концов, через вино и хлеб мы получаем Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Господь научает нас не пренебрегать этим, ведь все эти дары нам необходимы.
После исцеления слепого, фарисеи и саддукеи начали истязать его и спрашивать: «как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:10-11). Вы представляете, когда человек рождается слепым и потом прозревает, то он может сойти с ума от той информации, которая попадает в его сознание. И мы видим, как Господь чудесно все устрояет, Он исцеляет и душу, и тело.
Из Евангелия мы знаем, что исповедовать Христа уже тогда запрещали, вплоть до отлучения от Синагоги. Для иудеев Синагога – это была большая святыня, где в субботу собиралось множество людей. А у нас сейчас полупустой храм, люди даже не идут поблагодарить Бога, что после эпидемии все живы. Об этом, конечно, нужно благодарить. Как фарисеи гнали людей из Синагоги, которые исповедовали Христа, так и нам сейчас говорят, что в храм не нужно ходить. А еще если это церковь Московского патриархата, начинают выискивать всякую ложь и напраслину, чтобы запугать людей. И, к сожалению, люди, которые слабо стоят в вере отпадают. Даже среди нас, верных, многие малодушествуют и не имеют веры во Христа. Дорогие мои, во Христа нужно верить, и даже если не получается, то веруйте делам Его.
Господь сделал множество чудес с нами. Каждый из нас – чудо, это нужно признать и поблагодарить Бога за это, стремится к Нему, уподобляться Ему. Но есть люди, которые борются за власть, за деньги, ищут славы и, конечно же, нападают на нас, как напали на слепорожденного. Они сказали ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:24-31). После этого, слепого изгоняют, думая, что поступают правильно. Так и толпа, которая кричала: «распни, распни Его». Эти люди не получат прощения. Разбойник, который был душегубом, покаялся, и вошел в Царствие Божие, а не один первосвященник, фарисей, которые были в то время не спаслись. Почему? Потому что они знали, кто такой Христос, но не хотели переставать грешить, они не хотели изменяться.
За две тысячи лет все, практически, осталось неизменным. Все же находятся тщеславные люди, которые преследуют свои интересы, ставят себя лучше других, хотят Бога приспособить под себя, дабы Церковь стала их, или вообще, не считают Христа своим Учителем. Но мы, давайте всегда будем помнить слова апостолов, которые когда их изгоняли, говорили: «нам подобает больше слушать Господа нашего Иисуса Христа, а не человека». Аминь».