Неделя 6-я по Пятидесятнице.

19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Варваринском храме города Первомайск. Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Иоанн Стояновский, клирики храма: протоиерей Георгий Вильчинский, протоиерей Владимир Спыну, иерей Александр Сокуренко.

После Евангельского повествования архипастырь обратился ко всем присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братия и сестры, сегодня Евангелие повествует нам о том, как Господь пришел в город Капернаум. Иисус родился в Вифлееме, потом жил в Назарете и, в конце концов, остановился в Капернауме. Господь вошел в лодку и прибыл в этот град, чтобы проповедовать слово. В доме, где проповедовал Христос, собралось много людей. Это весьма похвально, ведь как сказано в псалме: «и в законе Его поучится день и ночь» (Пс. 1:2).

Когда человек поучается в законе Божьем, то всякие беды, скорби и болезни обходят этого человека. Я уже рассказывал вам предание о царе Давиде, у которого ангел никак не мог забрать душу, потому что он поучался в законе Божьем. Это свидетельствует о том, что человек имеет нужду слышать слово Божие. Это так же, как у здорового человека есть аппетит, необходимость в пище. Очень хорошо, когда люди слушают слово Божие не только в церкви, но и дома стараются читать Писание, смотреть или слушать лекции, толкования святых отцов. Но если человек не имеет этой нужды, то это свидетельствует о его нездоровом духовном образе жизни, а соответственно и телесном.

Когда Иисус был в Капернауме, то в доме вокруг Него собралось множество народа, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. Затем принесли расслабленного, но не могли приблизиться к Нему из-за многолюдством. Так сегодня должно быть, чтобы в храме человек не мог даже пройти, а у нас храм полупустой. Друзья, принесшие расслабленного, раскрыли кровлю дома, где находился Христос, и спустили постель, на которой он лежал. Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: «дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). То есть видно, что тут присутствует заместительная вера. При крещении ребенка мы берем крестных родителей, чтобы они по своей вере отвечали за младенца. К сожалению, сейчас крестные родители не знают Символ Веры, Отче наш и даже когда у них день ангела, потому что не ходят в церковь. Какая тут может быть заместительная вера? Это очень большая трагедия нашего общества.

В Библии мы встречаем еще один пример заместительной веры, когда Авраам разговаривал с Богом у Мамврийского дуба. Он говорил Богу: «может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если находятся] в нем?» (Быт. 18:24). Господь на это ответил: «если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город] все место сие» (Быт. 18:26). Так было даже до десяти человек, но и их не нашлось. Есть люди, которые молятся Богу, которых мы не видим и не знаем, но весь мир живет благодаря им, думая, что по своим заслугам. Так было и во времена Содома и Гоморры, ведь покуда там был Лот, Господь терпел и сохранял эти города. Так и у нас есть люди, которых мы не знаем, но Господь, видя их молитвы, сохраняет нас и дает блага. Это и есть пример заместительной веры.

Григорий Палама так толкует отрывок о расслабленном: «сей расслабленный тут присутствовал и был господином своего разума, хотя телом и был расслабленный. Посему мне представляется, что именно больше на основании его благой надежды и его веры пустила корни вера и у принесших его и ободрила их придти, и убеждаемых сим расслабленным, принести и вынести на кровлю и оттуда опустить его пред Господом. Потому что не против его воли они это сделали, и расслабленность параличного не была расслабленностью его разума, но он, справедливее сказать, очевидным образом был выше того, что омрачает и препятствует вере».

Что мешает нашей вере? Первое ‒ это тщеславие, а второе ‒ земная суета. И чем тщеславиться больному человеку, если он желает только одного – исцеления? И  он, скорее всего, упросил своих друзей, подвиг их любовь на то, чтобы они принесли его ко Христу.

Книжники и фарисеи не увидели чуда, которое произошло пред их глазами. Как повествует евангелист: «при сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:3-5) Господь узрел их помышления и это показывает, что Он видит и наши все движения сердца, ума и чувств, где бы мы с вами небыли. Мы имеем право получить отпущение грехов на исповеди не от священника, а от Бога, поскольку только Он имеет власть отпускать грехи, а священнослужитель лишь ее делегирует.

Так как мы созданы по Образу и Подобию Бога, то мы должны тоже прощать грехи друг друга, ведь тот, кто прощает врага своего, тот уподобляется Богу.

Святые отцы также говорят о прообразе четырех мужей принесших расслабленного – это покаяние, молитва, настоящий пост и милостыня. Это четыре добродетели, приводящие нас ко Христу. Мы с вами также отчасти являемся расслабленными: то мы не успеваем, то мы не можем, то у нас нет настроения, то возможности – это все признаки нашей расслабленности.

Сегодняшний отрывок из Евангелия научает нас о важности молитвы за других людей, за наших родных и близких. Ведь человек не должен пользоваться своими талантами лишь для себя, он должен их возрастать для пользы других, и только так он сумеет исполнить Божественную волю. И когда мы с вами молимся за ближних, прощаем друг другу грехи, то Господь прощает множество наших грехов, наставляет на всякую правду и истину, и дарует добродетели. Аминь».

Article written by VOZNESENSK

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Перейти до панелі інструментів