20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий возглавил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Вознесенск.
Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Владимир Семенюк, клирик Белоцерковской епархии протоиерей Сергей Усатый.
По окончании Богослужения архипастырь обратился ко всем присутствующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всех вас поздравляю с Пасхой Христовой. Сегодня воскресный день, а каждое воскресенье это и есть Пасха. Потому мы с вами должны радоваться, ведь Господь сподобил нас, несмотря на те трудности, которые ставит перед нами этот мир и наша жизнь, быть в этом прекрасном храме, возносить молитвы единым сердцем и едиными усты к Творцу и Господу Богу нашему Иисусу Христу.
Хочу сразу сказать вам о том, что вы должны беречь себя в это нелегкое время, когда нас пытаются запутать и запугать через различные средства массовой информации. Конечно же мы должны соблюдать все санитарные нормы, правила личной гигиены, но не забывать о их необходимости и в обычное время. Также не следует забывать и о тех природных ресурсах, подаренных нам Господом Богом для нашего врачевания и быть предельно аккуратными в нашем лечении.
Сегодня мы слышали Евангельское повествование о искушении Христа фарисеями. Есть люди, которые и нас поддергивают, пытаются уязвить за то, что мы ходим в храмы. Такие люди были всегда, и они под видом благочестия скрывают свою подлую натуру. И вот фарисеи, люди книжные, ученые, подошли к Христу и начали искушать Его, как бы проявляя свое незнание: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:35-46). Конечно же с их стороны это было лицемерие, потому что превознося одну заповедь, попираются другие. Например, в еврейском Талмуде есть 613 заповедей, и как можно сказать, что одна больше, а другая меньше? Но евреи сами делят эти заповеди на главные и второстепенные, и так выходит, что второстепенные можно даже и не исполнять. С их стороны это является лицемерием, ведь какая разница между тем, что я соврал, нарушив девятую заповедь, или работая в воскресенье, нарушил четвертую? Все равно, преступив одну из заповедей, я являюсь нарушителем закона. Господь, видя лицемерие фарисеев, ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-38). Этими словами Христос показал и нам, что мы должны всецело служить Богу, всем своим естеством душою и телом. Сейчас вы не услышите ни о душе, ни о спасении, ни о грехах, ни о спасении, ни о гиене огненной, ни о Царствии Небесном. Никто сейчас не говорит о Евангелии, о том, что его нужно читать, ведь оно для нас как дождь, сходящий с неба, который орошает дерево, и оно начинает прорастать.
Затем Христос продолжил: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). И тут возникает вопрос, как она подобна ей? Разве человек подобен Богу? Мы все с вами созданы по Образу и Подобию Божьему и потому у нас должен существовать закон: делай людям то, что хочешь, чтобы тебе делали. Этот закон всегда действует, и этому нас научает Господь.
Кто такой наш ближний? Это тот человек, который находится рядом. Все это мы видим в притче о самарянине. Господь показывает, что первая заповедь: возлюби Господа Бога, и вторая: возлюби ближнего своего, не возможны к исполнению по отдельности. Как говорит апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Иоан. 4:20). Здесь каждый из нас может провести параллель, насколько он любит Бога, насколько он соблюдает Его заповеди.
Дорогие мои, берегите себя, имейте веру в Бога, имейте любовь к Богу, и Господь преобразит нас, дарует нам земная блага и блага Царствия Небесного. Аминь».