Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин. 8, 31-32).
Торжество Православия празднуется в первое воскресенье Великого поста. Это день когда Православная Церковь торжествует над ересью, искажающую христианское вероучение.
Празднование было установлено в 843 году, в Византии, благодаря императрице Феодоре. Этот год был окончательным в победе над еретиками – иконоборцами.
До этого события, православных христиан почитавших иконы, подвергали жестоким гонениям; а сами иконы и мощи святых сжигали. В этом же году, был созван Константинопольский собор, на котором и установили праздник Торжества Православия.
Евангельское чтение дня говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43—51). Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос,— «из Назарета может ли быть что доброе»,— затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля.
Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
И действительно, в воплощении Сына Божия была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь, предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании — на обожение. «Подобное познаётся подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Символично, что всего неделю назад — в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста, мы вспоминали изгнание Адама из рая, его удаление от Бога, а уже в первый воскресный день поста радуемся Торжеству Православия. Два настолько полярных события разделяет только одна седмица. Но зато, какие это дни.
Первая седмица Великого поста дала нам возможность почувствовать себя монахом даже человеку, живущему в гуще мирской суеты. Торжественные и
неторопливые ежедневные службы; убранство храма с преобладанием тёмных тонов; Распятие или икона «Иисус в терновом венце» в центре храма; земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина; чтение Великого покаянного канона Андрея Критского; неповторимая литургия Преждеосвященных Даров; возможность более частой исповеди и причастия наполняют душу человека особой радостью. Радостью встречи с Богом!
Когда мы празднуем сегодня день Торжества Православия; то размышляем – о каком же торжестве идет речь? Когда мы сейчас озираемся вокруг, когда смотрим в глубины родного нам, дорогого Православия, – сколько мы видим побежденности, удручения, как мало, казалось бы, причин торжествовать.
Но мы не торжествуем только, или, вернее, мы вовсе не торжествуем о видимой славе Православия; торжество Православия мы видим в двух вещах. Во-первых, в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. Мы можем ликовать об этом; мы можем благоговеть перед жизнью людьми, которые в течение всех тысячелетий устояли в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение.
Празднование Торжество Православия было учреждено после 7 – го Вселенского Собора, когда Православием была окончательно одержана победа над иконоборчеством, было установлено это празднество. О чем оно говорит?
О том, что Церковь отстояла право, отстояла наш долг почитать иконы Христа, Божией Матери и святых. Она этим отстояла и истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, Себя открывает образно; может быть, несовершенно, но Он открывается нам в тех образах, которые мы о Нем составляем. Эти образы – не только иконы; это также словесные иконы, как говорит о них Андрей Критский, – в догматах Церкви, в учении Отцов, в наставлении, которое мы от них получаем. И, в конечном итоге, опять-таки образно, открывается нам Бог в людях, потому что каждый из нас носит в себе образ Живого Бога.
Еще пример этой образности это – литургия святителя Василия Великого говорит о Христе, что Он – печать равнообразная, открывающая нам в Себе Отца «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 16, 8). Он – образ совершенный, Он есть Истина, Он есть совершенный Бог, так же как и совершенный Человек. Но и в нас пребывает сияние и печать этого образа. И поэтому ликуя сегодня о Торжестве Православия, мы радуемся, что воплощением Сына Божия Бог открывается нам плотью во Христе; ликуем, что наш тварный мир таков, что полнота Божества может обитать среди нас телесно, что через это Бог может
стать выразимым образно и что, вглядываясь в иконы, и прежде всего – в живые иконы, каковыми являются люди, если мы только умеем отстранить человеческую немощь, затемняющую наше зрение, зрячими глазами, как бы прозрачно, видеть через человеческую немощь пребывающий образ Божий, мы можем поклоняться Живому Богу среди людей, в людях. Не напрасно Отцы Церкви говорили: Кто видел брата своего, тот видел Бога Своего…
Победа Торжества православия первоначально была отпразднована в Византии в 842 году в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Иконоборчество возникло в результате попытки государственной власти изменить религию согласно нуждам государства. Поэтому сегодня мы также празднуем тот факт, что Церковное домостроительство чтит Государственную Власть, однако при этом не подпадает под ее зависимость. Иконоборчество было вызвано решением императора отменить использования икон. Поэтому сегодня предметом нашего празднования является то, чтобы власть Церкви служила защите веры наших Отцов. Церковь должна громко заявлять о своем присутствии в обществе, однако при этом не превращаться в мирскую власть.
В чем заключается Торжество Православия сегодня, в наше время, столь далекое от IX века, когда этот праздник был установлен?
Прежде всего, в том, что, несмотря на жесточайшие гонения, Православная Церковь не потеряла свою веру, свое литургическое предание. Догматическое учение Православной Церкви осталось неповрежденным, и она по-прежнему хранит ту самую веру апостольскую, веру отеческую, веру православную, которую проповедовали Отцы и учители Церкви.
Православную Церковь подвергали гонениям и притеснениям на протяжении многих веков – и арабы, и крестоносцы, и монголы, и турки, и большевики. История нашей Матери – Церкви знает кончину Митрополита Филиппа от рук палача и смерть от голода Святителя Гермогена, и заточение Патриарха Никона. Беспрецедентные по своим масштабам репрессии были развязаны против Православной Церкви в XX столетии, когда сотни епископов, десятки тысяч священников и монахов, миллионы мирян были расстреляны, множество храмов взорвано, все монастыри и духовные школы уничтожены, когда была поставлена цель вообще стереть Церковь с лица земли. Но Церковь выстояла, сохранила свою веру и свое единство ценой крови многочисленных Исповедников и Новомучеников, которые являются нашими предстателями и молитвенниками перед Богом.
Сегодня множество храмов строится, восстанавливается и реставрируется – это свидетельствует о востребованности Православия, о его непреходящей актуальности, о его жизненности и духовной силе.
Православная Церковь восторжествовала над марксизмом и атеизмом, и сейчас ведёт большую миссионерскую деятельность. Открываются новые
епархии, приходы, строятся храмы, создаются социальные службы (поддержки матери и ребенка, пожилых людей, одиноких, бездомных). Почти при каждом православном храме открыты воскресные школы, в которых обучаются взрослые и дети. Поэтому можно с твердостью сказать, что Православная вера переживает возрождение!
Мы сегодня молимся, чтобы отпавшие от Церкви вернулись к истинной вере. Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за православие.
Так, например, одни уверяют себя и нас, что Православие – это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие – это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.
Другие говорят, что Православие – это «культурное наследие». Мы же должны знать, что Православие – это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого.
Мы живем в такое время, в которое как никогда ясно, что мир борется со Христом и стремится уничтожить на земле самую память о христианстве. При этом особенно важно, что все значение этой борьбы и её средоточие раскрывается не в чем – либо внешнем, но прежде всего в наших сердцах; именно в них идет истинная борьба между Богом и миром.
Поэтому, стяжание внутреннего мира Свыше, укрепление Царства Божия внутри себя – задача христианина в современной обстановке, – в этом та сила Христовых воинов, о которую разбиваются все вражеские на нас нападения.
Для нашего времени характерен утилитаризм – нам все равно, кому молиться, кому служить, была бы только практическая польза. Однако человеческая жизнь – не просто сытое и здоровое существование, но жизнь, исполненная смысла и правды. А разве может быть праведной жизнь, если представление о ней ложно? Таким образом, отстаивая Истину от заблуждений, Церковь радеет не об отвлеченном богословии, а о нашей причастности жизни вечной, которая и есть знание единого истинного Бога.
Поэтому главное в Православии не только знание содержания Евангелия и догматического богословия, а причастность тому опыту, который стоит за словами. А сколько среди нас таких, кто только по имени православный, а живет суевериями, блуждает между невежеством и ересью, бегает от одного целителя к другому и в церкви появляется только на собственные крестины, венчание и похороны.
Весь ужас положения современного человека заключается в том, что он не хочет жить, повинуясь тем законам, которые установлены для него Богом.
Не будем забывать о том, что не Бог наказывает нас за наши грехи, но мы сами, выходя за пределы тех условий, которые создаются для нас Божественными законами, терпим беду, впадаем в недуг греха. Но подобно
тому, как в нас самих заключается причина, так в нашей же душе заложено и средство к врачеванию этого недуга – покаяние.
И нам надо помнить о том, что через Причащение Божественной Жизни, мы можем покаянием очистить все, что искажено грехом в нашей душе. Покаяние дано нам Господом, как противоядие против наших падений. Господь дал нам возможность увидеть и познать Путь Жизни и путь смерти и свободно выбирать между ними. Давайте же присмотримся к себе и спросим у своей совести, как мы живем.
Путь христианина — это путь крестоношения. Это значит, всегда — путь скорбей, борьба с теми страстями и пороками, которые живут в нас; борьба и с тем злом, которое окружает нас в мире.
Одно из двух: или мы воистину боремся в своей душе за данный нам Творцом образ Божий, и тогда, как бы ни было нам трудно, мы будем стремиться к уврачеванию наших душ от недуга греха, или мы заглушим в себе голос совести и тогда встанем на сторону мира и князя мира сего.
Торжество Православия там, где есть преданность Христу не одним умом, но жизнью, где исполнение Его заповедей. Мало рационального знания о Боге, ведь и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19).
Особенно в день Торжества Православия мы крепко должны задуматься над тем, какова наша вера. Мы знаем некие истины, как перекреститься, какому святому свечку поставить, а по вере не живем. Наше знание заповедей, к сожалению, не сочетается с нашей жизнью.
Мы с вами еще и еще раз должны пересмотреть свою жизнь, свои взаимоотношения с Богом, между нами и ближними нашими. Чтобы не получилось, как у этих бестелесных существ, которые веруют и трепещут, но живут по-своему. Спасительна та вера, которая, по слову апостола Иакова, сочетается с делами (Иак. 2:20), соответствует заповедям, которые оставил нам Господь. Если такое отношение к вере в жизни будет в нашем сердце, тогда через нас будет торжествовать Православие. Мы же будем светильником, на который обратят внимание и будут говорить, как первым христианам: «смотрите, как они любят друг друга, как их вера преобразует и их лично, и мир вокруг».
Господь дал нам величайшее духовное оружие в защите Истины – это покаянная молитва. Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу, и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православной молитвы и ввел нас в радость Своего Благодатного Торжества.
В этот святой день, когда мы говорим о Торжестве Православия, каждый из нас должен подумать, что мы делаем, чтобы наша вера была ярким свидетельством для тех, кто далек от Церкви, была торжеством, преображающим нашу душу и ведущим к святости. Аминь.
Протоиерей Леонид Затовский