ТРОИЦА ЕДИНОСУЩНАЯ И НЕРАЗДЕЛЬНАЯ.

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. (тропарь праздника) Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами своих пророков. Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, – говорит Господь апостолам, – и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, -Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 14:16-17, 26; 15:26). Готовясь к принятию Святого Духа в десятый день после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в дни празднования ветхозаветной Пасхи, то сам праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения. И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания другого языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина. Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события – сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола, и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви. Прощальная проповедь Христа, которой мы духовно насыщаемся со строк Евангелия, также наполнена обетованиями о грядущем событии сошествия Святого Духа на апостолов. В Своем заключительном обращении к ученикам, предварившем Его предательство и крестные страдания, Господь неоднократно касается этой темы. Так, в Евангелии от Иоанна, где наиболее тесно сконцентрированы тезисы, касающиеся свойств Святого Духа, мы читаем: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин. 14:16–17). Происшедшее с апостолами в день Пятидесятницы было больше, чем обыкновенное чудо. После того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как кровь Христа очистила его от скверны, благодать входит внутрь человека: человек стал жилищем Святого Духа. Собственно, это и есть день рождения Церкви Христовой. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг Него еще не было Церкви, но стояли те, кто были Его учениками. Когда Он в ночь своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» – однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свой гроб. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне – один и тот же Дух живет и в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнце и светила. Христос оставил после Себя не нравственные прописи и не сборники писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после Себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса. А Свой Дух, Свое Тело – Церковь оставил на земле. Причем Господь указывает на это событие не, только как на желаемое, но и как на необходимое для того, чтобы открылась Божия правда о земном мире и человек смог обрести Царствие Небесное. Также Христос уверяет апостолов в том, что этот Дух научит их всему, что Он говорил им за время Своей земной жизни, и даст им силу для дальнейшей проповеди Его Слова. Время неумолимо идёт вперёд, и с апостольской эпохой нас разделяет промежуток почти в две тысячи лет. Можем ли мы сейчас говорить о том, что Господь оставил нас на произвол судьбы, сделав человека одиноким путником на тропе жизни? Никак! Господь ежечасно и ежеминутно с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), как Он Сам нам обещал, возносясь на Небеса. И Он всегда готов одарить нас духовными плодами любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания. От нас требуется лишь признать свое несовершенство, открыть свою душу навстречу Ему, вверить свою жизнь в Его руки и неуклонно следовать за Ним, неся свой крест как через славу и почести, так и через личную Голгофу. Каждый раз мы соприкасаемся с живым Богом, участвуя в церковных богослужениях и Таинствах. Во время Крещения и Миропомазания новоначальный христианин получает печать Духа Святого, то есть крепкое Божественное ограждение от дьявольского воздействия. Более того, мы даже не всегда отдаём себе отчёт, что, принимая участие в Божественной Литургии и причащаясь Святых Христовых Тайн, становимся очевидцами чудесного явления Святой Троицы, когда Бог Отец ниспосылает Святой Дух на хлеб и вино, находящиеся на Престоле, которые, как и в день апостольской Тайной вечери в одночасье становятся истинными Телом и Кровью Бога Сына Иисуса Христа. Таким образом, мы становимся соучастниками Святой Евхаристии, принимая в себя всю полноту триединого Божества. Праздник Пятидесятницы дает повод каждому из нас задуматься о величии Бога и Его любви к грешному человеку. И пусть те дары Святого Духа, которыми нас на протяжении земной жизни так щедро обогащает Господь, будут нами бережно сохранены, приумножены и использованы как для личного духовного возрастания, так и на пользу тем людям, которые ожидают нашей помощи и поддержки. Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице. Именно в Пятидесятницу апостолам открывается тайна Святой Троицы. И хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Пятидесятница не завершается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в Деяниях апостольских. Нет. День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова. Божественная Литургия в этот день напоминает нам о нашем крещении и опять вместо Трисвятого поется крещальное песнопение из послания к Галатам: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Обычные антифоны заменяются соответствующими празднику стихами из псалмов. В апостольском и евангельском чтениях говорится о снисхождении Духа к людям. В кондаке поется о действии Божием, противоположному вавилонскому разделении языков: «Когда сошел, слил языки, объеденил народы, Ты, который раньше разделил язычников. А когда ты раздал огненные языки, тогда Ты всех призвал к объединению». Тропарь провозглашает уловление всей вселенной в сеть Божию работой вдохновенных апостолов: «Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов /в апостолах/, ниспослав им Святого Духа и ими уловивший вселенную, человеколюбче слава Тебе». В этом тропаре говорится, что Иисус Христос ниспослал апостолам Святого Духа и через них привлек к себе весь мир. Апостолы называются ловцами потому, что они, как рыболовы неводом рыбу, уловляли проповедью людей и приводили их к истинной вере. В первый раз после Пасхи поются молитвы «Царю небесный» и «Видехом свет истинный», призывая Святого Духа «приити и вселится в нас» и провозглашая, что мы «прияхом Духа небесного». На великой вечерне, которая следует сразу за Литургией, читаются три длинные коленопреклоные молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклоняют колена. Понедельник после Пятидесятницы – это праздник Святого Духа, а следующее воскресение – праздник Всех Святых. Такая литургическая последовательность вполне логична, потому что Святой Дух проявляется в людях, освящая их, что и является главной целью сотворения и спасения мира: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог Ваш Свят». Теперь подумаем, какое сокровище мы носим в себе и какая ответственность лежит на нас, если Тот, Кто всеял его в нас, придет и увидит его в небрежении, среди всякого хлама и нечистоты. Когда Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы сами по себе со своими страстями, со своей суетой, если земная жизнь пролетит, а небесная так и не начнется? Царю Небесный, очисти нас от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши. Протоиерей Леонид Затовский

Article written by VOZNESENSK

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Перейти до панелі інструментів