Воскресенье третьей Недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной Недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Святая Церковь установила это торжество Креста Христова для духовного укрепления своих верных чад. Прошла половина Поста — три недели. Остаётся ещё три, и силы верующего человека — речь не идёт о физических силах, — силы часто моральные и духовные иссякают в душе человека. И человек начинает унывать, скорбеть, тужить, часто не понимая, о чём. Но нередко бывает, что скорбь его происходит оттого, что те страсти, которые он привык исполнять в этом мире, по которым привык ходить и совершать течение своей жизни, остаются в нём неудовлетворёнными. И человек которого мучают страсти размышляет о избавлении от них с помощью Церкви Христовой.
И, действительно, учение Церкви Христовой о спасении человека утверждает, что человек должен избавиться от своих страстей, от своих похотей, от своих наклонностей. Но проблема часто заключается для верующего человека не в том, что он готов от них избавиться, а в том, что человек часто не в состоянии точно определить, что он водится и живёт страстью, а не Духом, что он бывает внушаем и легко подпадает под действие именно страстей утончённых, которые паразитируют на гордости, на его тщеславии. Лекарством от этого является жизнь по Божиим заповедям.
И Церковь призывает нас исполнять заповеди Христовы. Исполнять не потому, что мы их можем исполнить — нет человека, который бы в чистоте мог исполнить хотя бы одну и самую простую заповедь Божию, если он не будет укрепляем Божественной силой, которую мы называем «благодать». Нет! Святая Церковь просит верующего человека исполнять заповеди Божии, для того чтобы он почувствовал свою немощь, для того чтобы он вскрыл в себе ту страсть, которой водится и которая мешает ему соединиться с Богом.
Неделя Крестопоклонная, да и вообще любое какое бы то ни было в течение нашей жизни поклонение Животворящему Кресту Господню, всегда призывает, заставляет верующего человека задуматься, что своею жизнью он заставил Божественную Любовь не просто воплотиться и не просто оставить нам учение о том, как спасаться, но взойти на Крест и пролить Свою Кровь, которая, обагрив вселенную, извлекла человечество из уз вечной смерти.
Глубокий смысл заключается в этом назидательном для нас, верующих, уставном обычае Церкви: поклоняться Животворящему Кресту. Если мы добросовестно соблюдали пост, всю первую половину Великого поста, то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох ропота: «Тяжело! не по силам мне это! Когда же конец?!»
И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Церковь дает нам духовное утешение – выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.
«Вам тяжело – вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «А каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимые муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако Он всё претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, – потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав Себя на распятие и поносную смерть, – и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить всё поприще подвига постного и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного праздника Воскресения».
Взирая на Крест Христов, на это славное знамение победы над диаволом, – мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига. Все перенесенные раньше скорби и трудности как бы забываются, и мы, с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели – победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14), где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом Спасителем.
Вместе с тем, изнесение Креста Господня для поклонения среди святой Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом празднике Воскресения Христова. На пути к Пасхе Христовой – торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, – предшествует знамение Его победы – Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страдаем, то с Ним и прославимся – если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
Христианин сегодня, следуя за апостолом Павлом, может сказать: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для мир распят, и я для мира» (Гал.6,14). Крест стал утверждением христиан в мире, красотой Церкви. Все темные силы побеждаются крестным знамением, что христиане возлагают на себя, желая следовать по пути, завещанному Христом.
Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенным нашим Спасителем.
Крест это жертвенник, на котором, в распятии Своей плоти, Христос принес Себя в жертву за наши грехи (Рим.8,3). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось (Исх. 29,73), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем кровью Непорочного Агнца Христа.
Что же означает для нас Крест Христов? Крест прогоняет диавола, лишает его силы, дарит человеку исцеление от телесных и душевных болезней. Сила эта, конечно, исходит не от древа, как такового, а от Того, Кто был распят на нем, чтобы осужден был «грех во плоти» (Рим.8,3).
С трепетом мы поклоняемся перед Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир от Него…
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест олицетворял смерть преступника. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, то есть исключения из среды живых.
Важно заметить, что распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи, крестного страдания и смерти… Он свободно отдал Свою жизнь – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и все страдание, и вся смерть Христова.
И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным и совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом – крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не можем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.
Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал в сегодняшнем евангельском чтении, которое мы с вами слышали: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной» (Мк.8,3).
Хотя мы и называем себя христианами, но идем ли мы вслед за Христом? Святитель Феофан Затворник говорит: «Если есть христианин, то должен быть и крест. Если нет креста, то нет и христианина». Какой крест мы взяли себе? Тот, который Господь дал нам — жить по закону Божиему. И если мы не живем по этому закону, то мы не несем никакого креста, мы не боремся с собой. Тому пример — наше поведение, наша жизнь. Как нам правильно настроить себя на духовное совершенствование? Надо себя ограничить, оградить себя от соблазнов. Как мы можем уйти от законов общества, когда мы сами живем в этом обществе? Христианская Церковь говорит, что Церковь — это мы с вами, общество людей верующих. И люди, которые стремятся жить по закону Божиему, должны показать пример, как вести себя, каким путем следовать. Зададим себе вопрос — являемся ли мы этим примером? Мало кто из нас может про себя такое сказать. Мы подаем соблазн близким гневом, раздражением, недержанием слова, и множеством своих грехов. Много раз обещаем себе исправиться, много раз даем обещание близким исправить одно, второе, третье…
Взять Крест и идти за Христом означает распять себя — распять свои грехи, распять свои страсти, бороться с ними и победить их.
Без Божьей помощи человеку невозможно ни осознать свои грехи, ни победить их. Поэтому дни Великого Поста и обращают наше внимание на наше внутреннее устроение. Легко ли мы поддаемся соблазнам, борют ли нас наши страсти? Можем ли мы противостоять им и бороться с ними? Когда человек, находясь в плену у своих грехов, желает освободиться от них, но не может, конечно, надо прибегнуть к помощи Божией благодати, которая исходит от Креста Христова.
И преклоняясь перед святым Крестом, мы видим Его пример, ибо Он Себя распял, для того, чтобы освободить людей от власти греха. Он пролил Свою кровь, чтобы искупить Своей кровью людей от власти тьмы. Пусть этот пример служит для нас сегодня опорою, когда мы слабеем в борьбе с собственным злом. В начале поста мы даем себе обещания — бороться со своими грехами и страстями. Но не получается у нас — потому что мы не готовы бороться за свою душу. И жизнь наша протекает, и все дни ее похожи друг на друга. Поэтому Церковь пытается пробудить нас к другой жизни, к жизни союза с Христом. Он распял Себя за нас, а мы не можем распять себя во имя той победы, которую Христос одержал для нашего спасения.
Заметим, что это изнесение Креста Господня для поклонения среди святой Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о светлом празднике Воскресения Христова.
Совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры.
Спаситель призывает подражать Ему, Безгрешному в нашем крестоношении, на Него взирать, как на начальника и Совершителя нашей веры. И если безгрешный Господь претерпел мучительную смерть, причем, будучи невиновен, а ради нашего спасения, то нам следует безропотно принимать ту или иную скорбь, тот или иной заслуженный нами крест ради нашего испытания, очищения и спасения.
Зная силу Животворящего Креста и то, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим! Аминь.
Протоиерей Леонид Затовский