Память святителя Григория Паламы.

Великий пост — семь недель, довольно строгих как в плотской, так и духовной сфере. Каждая из них отведена под особые воспоминания, благодаря которым верующие постигают глубокий смысл и приближаются к Божественной благодати.

После Недели Торжества Православия наступает вторая седмица Великого поста. Все недели самого строго поста имеют каждая свое значение.

Вторая седмица заканчивается Неделей святителя Григория Паламы. Что это значит?

В период второй седмицы Великого поста Церковь советует своим чадам больше уединяться, чтобы в молчании творить молитву Иисусову. И в это время нужно постараться поразмышлять над таким вопросом: почему часто в наших сердцах не обретается душевного спокойствия?

Потому, что мы не храним своих чувств: ни зрения, ни слуха, ни уст. Слишком часто мы распыляем свои чувства на дела житейские.

За примером далеко ходить не надо. Вот, скажем, сегодня мы посетили храм Божий: славословили имя Святой Троицы, Божией Матери, святых. И, казалось бы, то, что мы получили с вами в храме, во время Богослужения, следовало бы крепко заключить в своем сердце и не допускать ничего постороннего, что могло бы вымести эти благодатные дары из наших сердец. Но, увы, таких ограничений мы не имеем. И едва мы выходим за церковную ограду, как двери нашей души распахиваются всякому встречному, поперечному. Мы развязываем свой язык, открываем свои глаза и уши для того, чтобы на все посмотреть, обо всем побеседовать, разобрать по косточкам своего ближнего, расспросить, что где было, кто что видел, кто что слышал. И в результате, в силу такого невоздержания чувств, все то, что мы приобрели за богослужением, постепенно выветривается, и обретенная благодать, как лампада, гасится от сквозняка.

Потому-то и не происходит в наших сердцах созидания! Мы никогда не бываем безмолвны внутри себя, всегда говорим, но только не с Богом, находимся в постоянной праздности. А вот великие подвижники благочестия стремились к тому, чтобы иметь сердечное безмолвие.

Что же такое сердечное безмолвие? Это очень высокое состояние сердечной области человеческого духа. Сердечное безмолвие заключается в том, что человек как бы замыкается в своем сердце и, внутренне, духовными очами предстоит в трепете и в страхе перед лицом Божиим. Для него тогда не существует внешнего мира. Есть только он и Господь. Тогда в сердце не поднимается никакой помысел, никакое греховное движение, ничего, что нарушило бы внутреннюю тишину и внутреннее созерцание Бога Слова.

Ни одно сказанное нами слово в общем случае не исчезает бесследно, а за каждое из них мы должны будем дать ответ пред Господом. И даже занимаясь кажущейся безобидной, но пустой болтовней мы опустошаем собственные души.

Проходя поприще Великого Поста, вспомним слова, сказанные святителем Василием Великим: «настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия».
Чтобы обратить взгляд на такого постника и подвижника второе воскресение Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Светлое Христово Воскресение. Святитель Григорий, и даже богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове из Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом – Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Опровергая ересь западных Богословов, отметим, что это учение напоминает нам о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога – Отца и Бога – Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом – Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается тьмою, т.е. неувиденным, а мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Святитель Григорий учил, что Преображенский свет может воссиять в каждой душе верующего человека, живущего по Заповедям Божиим.

Следует взять во внимание, что само учение Григория не являлось для христиан чем-то новым и неизведанным. Его взгляды на мир были схожи со многими священнослужителями того времени. Но только лишь Григорию Паламе удалось простым языком объяснить то, что необходимо знать о божественном свете каждому уважающему себя верующему. Именно это послужило причиной того, что на второй неделе поста мы обязательно вспоминаем о таинственном свете. Если мы всеми силами желаем устремиться к Господу через молитвы и покаяние, то обязательно познаем глубину веры, полноту христианского признания и тайну света, просиявшего от Иисуса Христа на Фаворе.

Поминаемый сегодня Григорий Палама как будущий святитель родился в семье вельможи и с детских лет был обласкан византийским императором. Перед ним открывался широкий путь к власти, почету и богатству. Однако, Григорий пренебрег служением земному правителю ради высочайшего служения Господу. 20-летним юношей он ушел на святую гору Афон, где под руководством духовно опытных старцев проходил молитвенный подвиг. Здесь он достиг совершенства в умном делании – сосредоточенной духовной молитве, приводящей к непрестанному общению с Богом.

Благое безмолвие, о котором говорят нам святоотеческие писания – это не просто молчание. Человек может молчать и в то же время предаваться безпредметным мечтаниям, греховным мыслям, гневу, зависти или гордыне. Благое безмолвие – это внутреннее молитвенное призывание Господа.

Основу этого составляет молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эти слова заключают в себе и покаяние, и исповедание веры, и Богопознание. Когда одолевают нас греховные мысли и бесовские соблазны, начнем повторять про себя Иисусову молитву – и оставят нас бесы, враги нашего спасения.

Благое молчание, которое утверждал своей жизнью и учением святитель Григорий – это и преклонение перед величием Слова Божия через смирение гордого человеческого умствования, которым мы часто пытаемся поучать ближних, сами не зная истины.

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если мы хотим его услышать, постараемся вырвать из суток, хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: помолиться, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день, каков будет мой следующий день? Мы живем всегда в рассеянности, но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности, внутреннем уединении. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором мы услышим обращенное к нам слово Божие. Если мы не будем принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластные житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без настоящей встречи с Господом.

Вот для чего мы сегодня вспоминаем о молчальниках и молитвенниках, вот почему Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. «Положи Господи хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих» (Пс. 140, 3)

Протоиерей Леонид Затовский

Article written by VOZNESENSK

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Перейти до панелі інструментів